УстьНера - Билибино ч.8
|
|
Часть 8 (окончание). Конец простой - пришел тягач...
Пока все это дуло, я помаленьку пытался сделать, что возможно. Строповой лебедкой стянул машины снизу, вставил чурку, чтоб они не складывались. Он стал двигаться, не складываясь, и поворачивать. В принципе - ехать можно, но не быстро, и с риском доломать все. Тогда он развалится на две части. Лучше вызвать машину. Через два дня ночью пришла первая машина. Со стороны Билибино прорвался Сергей Новиков, из Зырянки. Он вышел из Якутска раньше меня и уже возвращался. Перед Андрюшкино попал в эту пургу и несколько машин сутки бились 25 км. Каждый, кого занесло, бьется помаленьку, и вот однажды кто-то идет навстречу. Сергей пообещал договориться с кем-нибудь в Среднем, кто уже отбегал зимник и может отвезти меня.
Со стороны Среднего прошло несколько магаданцев. В основном идут с грузами на Купол. Потом прошла колонна на рудник Каральвеем, на Билибино. Приехал на КамАЗе Юра со Среднего (Сергей договорился), но у него грузовой отсек - обрезанный сверху контейнер - я туда по высоте не войду. Потом с Аргахтаха приехал Урал - сельхозный самосвал. Но у него кузов открывается вбок - мне туда не заехать.
Никто не проехал мимо, не остановившись. Многие оставляли продукты, хотя я говорил, что все у меня есть. Чтобы упростить ответы, куда еду, написал на брызговике номер региона.
Спутник по прежнему ловится плохо. Стоять на улице с трубкой долго, поставил ее наверх, и периодически смотрел , есть ли сигнал. Дело было не в пурге – не видно спутников и в ясную погоду. А в 2005 брала хорошо. Видно пиндосы соврали, что группировку обновили. Знал бы - купил бы Иридиум. Но там тоже есть свои недостатки. Все дороже в два раза и нельзя отправить СМС.
Накануне приезда Олега ночью проехала пара перегонщиков. На Билибино гнали Тойоту Хайлюкс Сурф и Хайлюкс Пикап. Их пурга застала еще на Потапе, Сурф на автомате, по снегу биться враскачку не может. Пикап его таскал - коробка механика. Но в итоге все равно, пока большие не подошли - бедовали там. Ребята удивили тем, что начали спрашивать про топливо впереди. - Так ведь вы только со Среднего? 100 километров отъехали? - А там заправка на ночь закрывается, время теряем. (В 2005 как раз на Средний я приехал в 7 вечера и ждал до утра. Магазины еще работали, а заправка еще нет. Я ехал все время с полной бочкой солярки - вдруг дунет - но я гнал машину себе и не торопился. А оно не дунуло - так полную и привез…) Утром со стороны Аргахтаха раздался грохот и скрежет, как от танковой колонны. Это шли два «Кальмара» дорожников с Черского, бригадир на Урале. Один резал клином, второй уступом. Поговорили, они отъехали - и тут я сообразил, что мне надо. Чем связывать бревна для въезда на кузов, проще наваловать кучу снега! Успел остановить, и они на обочине расчистили площадку, рядом кучу снега с одним крутым краем и въезд на нее. То есть погрузочную эстакаду. Сказали - « За ночь замерзнет - хоть КамАЗ на КамАЗ загоняй!» Но уже после обеда подъехал Олег. Вылез из кабины и сказал классическую фразу: «Конец простой, пришел тягач!» Мы с ним работали много лет в одной экспедиции. Как все наши геологические шофера, он видывал дороги похуже этих зимников. На наши участки им часто приходилось пробиваться без бульдозера. Взгромоздился я на кузов тем же способом. Лебедкой выбираешь слабину, фал пружинит, лезешь вверх, пока не начнет буксовать, и снова лебедкой. Потом рычажной лебедкой привязал за фаркоп, а строповыми – в обе стороны спереди. В Аргахтахе взяли 5 литров свежего молока. Не из коробки - из коровки! Оттянулся. К ночи, не доходя Андрюшкино, нагнали эти Тойоты. На пикапе совсем сдохло сцепление, и они стояли. Начали проситься на веревку. Урал с длинномером не чувствует эту блоху сзади, а дорога не очень. Мы в два голоса убеждали их: «Ребята, Урал вас порвет, и мы даже не почувствуем!» Я предлагал дотащить их до Андрюшкино, и там оставить с моими тепловентиляторами, кабелем, спальником и всем прочим. Чтоб дождались либо нового диска, либо тягача. Как я дождался своего. Ну, тем не менее - уболтали - и потащил Олег этот пикап. Они дали маленькую рацию - вроде все нормально, говорит - не сильно бьет. Дорога, хоть и прочищена, но колотит здорово. КочкА! Странник прыгал и допрыгался- с багажника сверху слетело запасное лобовое стекло и разбилось о дорогу. Ночевали, проехав Андрюшкино. Дорога идет по озерам с грядами между ними. Озер, наверное, больше, чем суши.
От Андрюшкино дорога идет на восток, снова к Колыме. Потом вниз по реке - через 50 км по льду - село Колымское. И дальше все время по льду до Черского. Но нам сворачивать раньше. На Колыме пришлось перевязываться. Странник перекосился в кузове. На рычажной лебедке порвало трос-7 мм. Обе строповые лебедки - погнуло собачки и стропа поползла. От Якутска до Неры все доехало без проблем. Но колымская кочкА - не Колымская трасса! Олег перевязал своей цепной лебедкой - трактор удержит - и своими стропами, они у него тонн на 5… Дома выяснилось - веревки выдержали - но погнуло болт-12 мм- палец фаркопа, и начало отрывать сам фаркоп.
Не доходя с десяток километров до Черского, нам сворачивать направо. Дорога идет от Колымы снова на восток, на реку Анюй. Но не по основному руслу, а по Лисаковской протоке. Ночевали на ее устье, у Колымы. На Хайлюксе потекла тормозная трубка, правая передняя. Где-то чем-то в снегу зацепил. Заглушили, чтоб не уходила жидкость. Теперь у него не тормозит правое переднее. Лисаковка сильно петляет. Мы насчитали с Олегом 114 поворотов. Считали только крутые, на которых может выскочить встречный. Говорят, тут и лодки т сталкиваются. Ни них и тормозов нет…
В Анюйске дорога выходит на правый берег и через некоторое время зимник выходит на летнюю насыпную дорогу. Она почти дошла да Анюйска, наверное, зимой 2008-2009 будет закончена. Сам Анюйск - место, куда могут с Колымы подняться мелкосидящие баржи. В Черском груз с больших пароходов перегружают на них. Еще – на подъеме, который прямо в поселке - по нему текут и замерзают какие то сточные воды. И на эту горку лезут на матах груженые дальнобои. А вообще – то насыпуха - это не летняя дорога. Официально - «Зимник с продленным сроком эксплуатации».. Довольно высокая насыпь, идет она в одну нитку, прямая как стрела, через километр - карманы для разъездов. Сначала она была подсыпана свежим гравием (комиссию какую-то ждали) но ближе к Погындено подсыпка исчезла, опять стало пасмурно, и маленько начало мести. Оттепель. Стало скользко На одном из спусков нашу шаланду начало мотать. Олег, удерживая ее на дороге, все время смотрел в зеркало. И остановив, сказал только «П….ц!»
Нас понесло, пикап стал прыгать и поневоле притормаживать. А буксир подцеплен за крюк слева. А правое колесо не тормозит. И спрыгнул он вправо. Слетело колесо. Тут же перевернулся. Стропа лопнула, пролетел на крыше с 10 метров. Радиатор обнял дизель. Водитель только лицо раскровянил. Вытащили наверх весь груз, что они везли на заказ. Что-то побилось. Размотал я фал, Олег Уралом перевернул его на колеса.
Олег ужасно расстроен. Ведь не хотел же брать, но как людей бросишь? Уговорили.. Я утешаю его шуточками типа: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». « В деревне уже много пикапов, а запчастей нет. Вот ты народ и порадовал». Оставили машину под откосом. Через три дня он же ее вывез на Билибино. Вытащили на насыпь, оттащили до ближайшего кармана, второй Урал подъехал к насыпи снизу. На куче снега втащили в кузов. После этого места- до переезда реки Погынден - примерно 20-30 км. По обочинам насчитали 12 мест, где кто-то слетал с трассы. После переезда, дорога снова понемногу пошла вверх - снизу под насыпью стоит на колесах Урал- налив (полуприцеп, 12 тонн бочка). А до насыпи - высоко - можно сверху еще один поставить…Но даже не сильно помят. И уже на колесах. Время такое, апрель, гололедистое. В 2003 мы с ребятами тоже встали на уши, идя с Черского. Еще по старому зимнику, в обход перевала. Только уже совсем рядом с домом - в 15 км…
|
|