Вначале, в качестве анонса и резюме в одном флаконе.
Придурков изображать надоело (но, надо сказать,
некоторая придурковатость осталась) , короче для
разнообразия, решили сходить, как взаправдашняя
экспедиция.
Шли втроем, монстр ТМ-130, ГАЗ-71, Странник. У нас три
человека, полный бак, 60 литров в канистрах, взяли
запаску, инструмент, запчасти, всего 350-400 кг.
Планировали радиус 60 км. Получилось - 110.
Сбросили дневной счетчики, бак залили под завязку,
доработали до остановки, потом долили еще 10 литров и
опять до остановки движка. В момент второй остановки на
спидометре было ровно 600 км (а мы стояли ровно на
границе поселка, вернулись).
Общий расход на 250 км (30 асфальт) - ровно 70 литров.
28 л/км. Стояли с движком часа четыре, может пять.
Вытаскивали утопшую теэмку, снимали, курили...
километров тридцать, я ехал на второй, когда можно (и
нужно) было на третьей.
Ехали по твердому. Снега почти не было. Короче по
твердому - можно рассчитывать на 25 л/ч. Планировать с
запасом исходя из 30.
Место другое, практически везде буграми, все твердо,
одна река, четыре ручья, десятки ручейков, десятки (если
не сотни подъемов, спусков). Туда шли часов 7, часа три
трахались с ТМ-130, рубили лед. (Лом наш жалко. В бантик
завернули). Обратно мы доехали за три часа.
Полный пробег Странника в Воркуте:
Всего 460 км. 340 - по тундре, 120-асфальт.
Сломалось:
1. Погнули диск.
2. Заднее правой колесо, когда намоталось на ролик, все
же
продырявилось, одну дырку зажгутовали, есть еще
несколько мелких, шипит, искать было некогда, поехали
так. Каждые минут сорок - на минутку включали подкачку.
Прямо на ходу.
3. Два предохранителя (идут на вентилятор печки) -
расплавилась
пластмасса и вывалились. Поставили керамический -
нормально.
4. Предохранитель прикуривателя (коротнули, когда
всовывали gps)
5. Отлетел замок капота (прикрутили проволочкой,
подклинили щепкой)
6. Отлетела маленькая ручка от фиксатора двери кабины,
скобу поворачивали пальцем, потом вообще перестали
фиксировать, с открытой дверью ехали мало. Холодно.
7. Разбили плафон в салоне (головой).
8. Трещина на стекле заднего фонаря (похоже об кусты)
Все. Первые две позиции - исключительно по причине нашей
неопытности.
Машина не переставала удивлять. Вдвоем, без навигатора и
телефона - чуток блуданули в тундре, за 100 км от
города. Перли напролом в поисках вездеходки. До сих пор
в глазах стоит, как мы тараним очень яркую и искрящуюся,
вертикальную, белую стену.
Настоящий водопад из снега, когда мы перли в гору, через
четырехметровые, сильно заснеженные кусты. Зрелище
незабываемое.
Именно в этом момент кончилась пленка, а эта буржуйская
сволочь (в смысле камера) - открывается целую вечность.
Еще один момент. У Славы, хозяина вездехода -
качественный сдвиг в плане управления Странником. У
меня, только начинает получаться. (чуть больше 50 км
наезда). Я имею в виду, проходить действительно сложные
места, а не тупо жать гашетку.
Попали в двухметровую канаву, склоны 45, на дне только
кабина помещается. На концах склона - бугры. Я, за три
попытки - вперед не выбрался (назад, Странник - выходит
всегда, но нам-то вперед надо), Слава - легко. Дело не в
навыках обычного вождения. Тут совсем другая машина.
Рекомендация. Кто будет брать Странника - не берите с
нас пример. Покатайтесь по не очень сложным местам
километров 500. После 50 км, машину только начинаешь
чуствовать. После 400 - качественный скачок.
Квалификация вездеходчика - очень важный фактор в
вездеходности машины. Там, где я шел на 2, изредка на
третьей, Слава, а под конец поездки и я - уверенно
топили на 3. На дороге обратно, раздатку и пониженную
включали раза три. По дороге туда - раз 30.
Выручали Ямаху, которая застряла в ручье с илистым дном
- когда он посмотрел, как мы легко заскочили на очень
неприятный подъем - сказал: - "Да, сейчас эта машина, в
тундре - король".
Мне возразить нечего.
Еще один диалог с водителем ТМ-130. Очень грамотный
мужик, водил много разных машин, в том числе, много
ездил на шестиколесном Трэколе, держал свои, несколько
самоделок. Все ходил вокруг колес. "Мечта самодельщика"
- говорит. Так вот, диалог, как добрались до базы:
Я. - Ну как, вездеход?
Он. - (очень задумчиво), ну..., пока говорить рано.
Нужно все сезоны смотреть...
Я. - А как по сравнению с Трэколом?
Он. - (возмущенно) Да ты че!? Какой нахрен Трэкол, мы
неделю назад (когда снега не было, лед) на этих склонах
на гусянках буксовали. Трэкол - только по хорошему
зимнику, или летом, по сухим буграм. Сюда - ни одного
шанса, я вообще не понимаю - зачем такие машины делают.
Буксует там, где УАЗик идет.
Дальше, мое мнение. Отвечаю за каждое слово (по
межсезонью):
1. За 340 км тундрового пробега не встречено ни одного
непроходимого для Странника препятствия.
2. Лучшей, чем Странник, в плане _везде_ходности машины
в период осеннего межсезонья - я не знаю.
От оленьих нарт (реки, протоки, ручьи),
до:
колесных Маршей, Трэколов, (других в деле не видел,
думаю, что близко), проблема - подъемы, выход из
торфянников;
_любых_ снегоходов, непреодолимы - ручьи, торфянники,
реки, протоки;
гусеничных вездеходов: ГТТ, МТЛБ, ТМ-130, ГАЗ-71. На
других - опыта езды - нет.
Хотя туда же можно добавить любые гусянки с весом больше
3-4 тонн. Будут проваливаться на реках, опасно по
торфянникам.
Ну, а что будет дальше (по сезонам) - посмотрим. Пока,
только начинаю понимать Володины слова. "Эта машина -
прощает многое...".
Теперь - подробно:
Еще не успели отойти от первого (вернулись в
воскресенье), в понедельник вечером - предложили сходить
во второй. Тоже на базу, только другую. Теперь все по
уму. С нами (или мы с ними) идут ТМ-130 и ГАЗ-71 (вот,
все равно любимая машинка, но уже после Странника)
Слава, сильно впечатленный первой поездкой - еще раз
мотнулся по магазинам и затарился поосновательней (одних
предохранителей три пачки взял :) )
Взяли клей, фирменные жгуты, запаску, герметик и еще
много всякого.
Загрузка Странника 250-300 кг. Три человека, запаска, 60
л. в баке, 60 в канистрах, ну и еще разное барахло.
Собирались поехать на Сетей (60 км от города), но в
результате оказались в 40 км от Вашуткиных озер (110 км
от города), но об этом позже.
Маршрут: 30 км до поселка (асфальт), километров 10 -
основательно убитая отсыпка, дальше - вездеходка, 50 км.
По дороге несколько серьезных ручьев и речка Сейда с
хорошим течением. Брод, в зависимости от воды - 1,5-2
метра.
Пришли в гараж. Колеса естественно спущены (к машине
после первой поездки не подходили), погнутый диск тоже
почему-то сам не выправился.
Поменяли предохранитель (который плавился и выпадал) на
керамический.
Накачали колеса, явно шипит правое заднее, которое на
ролик затянуло в прошлой поездке. Внешне - ни царапины,
но видать закусило. Несколько дырок рядом на боковине у
самой рабочей поверхности колеса, причем с обоих сторон.
Нашли самую здоровую. Зажгутовали. Снял, потом выложу
клип. Заняло ровно две минуты.
Все равно шипит. Еще несколько дырочек вокруг (потом
проверили, спускало до ободов - за три часа).
Учитывая, что на сайте писал: "приехал - бросил,
приспичило - поехал", а за базар нужно отвечать - решили
поехать, как есть и посмотреть, что будет (я уже
говорил, что некоторая придурковатость все же осталась)
Увязались (с ремонтом колеса) - меньше чем за час.
Поехали.
По дороге к поселку нас нагнали ГАЗ-71, за ней
ТМ-130, а перед поселком - рванули вперед и ушли в
точку.
Шли километров 60 в час, а у нас - 40-45.
Приходится признать явное преимущество гусянок: - по
асфальту они ходят быстрее.
Дождались остального народа - поехали.
Впереди 71-й, за ней мы, потом - теэмка.
Вот в таком порядке и ехали.
Про дорогу нам сказали, что торфянников серьезных
нет, есть пара сложных ручьев, река и очень много крутых
спусков/подъемов.
71 на хороших участках - явно уходит вперед. На
местах, где чуть помягче (ручьи, низинки) - топчется,
раздражает.
Слава, впечатленный "крутыми подъемами" чуть не перед
каждым останавливается, включает раздатку, пониженную.
Мы, соответственно, ползем доставая теэмку.
Дошли до реки. Ну, нам-то все пофиг - просто
переехали. 71 - долго ползал по берегу, приноравливался,
но переполз без приключений.
Дня три назад, ГТТ для теэмки ломал лед на переправе.
Вобщем-то бестолку, только торсион себе сломал. Лед
опять замерз.
Теэмка выползает на лед, ползет метров
10 и героически уходит на дно. Вместе с льдиной под
брюхом. Причем кусок вырезала очень аккуратно, как
ножницами. Полынья, строго по размеру вездехода. Гусянки
разумеется до дна не достают, болтаются в воде.
Очередной утопленник.
Дальше дергали 71-ым (чуть сам не утоп), нарастили
трос, приколачивали гусенницы 71 ко льду - бестолку.
Пальцы вырывает, ломы гнет, теэмка упирается мордой в
лед и не шевелится.
Спас-работы на утопшем ТМ-130. Дерганье и гнутие
ломов.
Часа три рубили майну перед мордой теэмки, каким-то
чудом сдернули, прошла. Наш лом согнули в бантик. Жалко.
Дальше дошли без приключений, мы все время ждали очень
крутых подъемов, честно включая все что можно, пока не
пришли на базу. По дороге не снимал, нужно что-то
придумывать со светом.
Подъемы были градусов в 15-20. Ну, может 25 местами.
Перекусили, пошли спать.
Утром зашел к вездеходчикам. У них отходил очередной
снегоходчик-утопленник.
Парень перезжал на Ямахе илистый ручей, проломил лед.
Лыжами проскочил, а гусянки закопались.
На базу пришел пешком. Говорит километров тридцать.
Если денек простоит - вмерзнет насмерть. А долбить
замезшй ил - это не лед.
Замучаешься.
Весь народ спит, бужу Славу, тот не отрывая глаз -
поехали!
У парня навигатор и спутниковый телефон, уже не страшно.
30 км - фигня, по такой дороге - часа за четыре
обернемся в обе стороны.
Короче, опять едем.
Далеко едем однако.
Дорога оказалась гораздо хуже, чем на
базу. Короткие, но крутые (местами за 30 градусов
подъемы), вертикальные обрывы больше метра, с одного
сползал - вообще метра полтора.
Канавы в 2-3 метра глубиной. На дне - только кабина
помещается, а склоны под 45.
Метровые бугры на подъемах... После одного особо
гнусного - снеходчик сказал, что в это время Странник в
тундре - Король! Снега правда практически совсем не
было.
Туда ехал я, первые километров тридцать - тащился на
второй.
Застрял в одной из канав. На дне - только кабина
помещается, склоны сначала 30, на верху под 45,
последние сантиметров тридцать - за 60. Назад выхожу
легко, вперед буксую (на конце еще кочка).
Так раза три. Далеко объезжать лениво, а рядом - еще
хуже.
Слава заинтересовался, что это я там делаю? Может накат
проверяю? (туда-сюда катаюсь)
Говорю - не едет. Удивился, сел - выскочил не
напрягаясь. Это я к тому, что навыки вождения на
Страннике - еще нужно приобрести.
Первый скачок (по отношению к полному чайнику) - уже
километров через 40-50. Через 400 - еще на класс. После
канавы уже топил на третьей, тем не менее, доехали за 4
часа.
30 км обернулись 47-ю. :)
По дороге (делать было нечего) - внимательно следил за
поведением лампочки эл. вентилятора и стрелкой
температуры. Температура торчала на ширину стрелки за
середину шкалы (95 градусов). Колебания в полстрелки.
Пока пер на второй - вентилятор вообще не включался.
Когда стал крутым вездеходчиком и уверенно перешел на
третью, как подъем - горит не выключаясь. Даже
перепугался, думал с тосолом что.
Потом допер. На низких передачах - машет вентилятор на
валу. На третьей - практически вообще без вентилятора. А
встречного потока еще нет (mv2).
Выдернули снегоход.
Вот так примерно.
Потом перехали сами
Не напрягайясь.
Получили не очень приятный сюрприз.
Парень идет не на базу, а от нее.
Навигатор, телефон и жратва - уехали дальше, а мы попили
назад.
Практически с голой задницей (у меня правда компас в
рюкзаке всегда).
Но если пурга, радости от точного знания, что Урал на
востоке - мало:)
Пришлось бы куковать на вездеходке.
За руль - сел Слава, по дороге топил. Остановились -
запрыгал капот. Оторвалась защелка. Примотали проволкой,
щепкой подклинили, чтоб не гремел - пошли дальше.
Фиксируем неисправность № 9
Доехали за три часа. В одном месте немного блуданули.
Когда ехали туда, вездеходчик предложил с километр
срезать по тундре (На туру шли). Обратно ушли с
вездеходки по своему следу, который потеряли на
кочковатой поляне.
На горизонте уже мелькает огонек базы. Вездеходку помню,
между нами и огоньком. Решили по азимуту на огонек. Уже
давно темно. В результате - заперлись в такие кучеря...
ехали, и все удивлялись, что машина еще едет. Переть на
склон через четырехметровые кусты - такого я от
Странника не ожидал. Кстати шел, лучше чем по снегу. По
кустам идет вообще интересно. Земли не касается. Надо
будет взять на вооружение.
На базе часа три поспали. Вышли - все колеса на ободах.
Накачали, передали в город, что если через 8 часов не
объявимся - пусть кипеж поднимают, ну и поехали.
Километров 30 вел Слава, практически все время на
третьей (пару раз пониженную включал), 20 - я. Там было
получше, шел между 3 и 4-ой. Доехали за три часа.
Гусянки говорят что за три с половиной.
Мы не гнали, просто комфортно ехали. Ну и дорога уже
немного знакомая.
Возле самого гаража - тормознули гаишники. А у нас еще
номеров нет. Думали придерутся, оказалось им понятые
нужны. Мужика пьяного споймали.
|
|