Поход 2

Домашняя Вверх Фото Форум Тех. данные ЧаВО Конструкция Испытания События Статьи Видео История Советы О предприятии Цены, покупка.

 
Вначале, в качестве анонса и резюме в одном флаконе.
Придурков изображать надоело (но, надо сказать, некоторая придурковатость осталась) , короче для разнообразия, решили сходить, как взаправдашняя экспедиция.
Шли втроем, монстр ТМ-130, ГАЗ-71, Странник. У нас три человека, полный бак, 60 литров в канистрах, взяли запаску, инструмент, запчасти, всего 350-400 кг.
Планировали радиус 60 км. Получилось - 110.
Сбросили дневной счетчики, бак залили под завязку, доработали до остановки, потом долили еще 10 литров и опять до остановки движка. В момент второй остановки на спидометре было ровно 600 км (а мы стояли ровно на границе поселка, вернулись).
Общий расход на 250 км (30 асфальт) - ровно 70 литров. 28 л/км. Стояли с движком часа четыре, может пять. Вытаскивали утопшую теэмку, снимали, курили... километров тридцать, я ехал на второй, когда можно (и нужно) было на третьей.
Ехали по твердому. Снега почти не было. Короче по твердому - можно рассчитывать на 25 л/ч. Планировать с запасом исходя из 30.
Место другое, практически везде буграми, все твердо, одна река, четыре ручья, десятки ручейков, десятки (если не сотни подъемов, спусков). Туда шли часов 7, часа три трахались с ТМ-130, рубили лед. (Лом наш жалко. В бантик завернули). Обратно мы доехали за три часа.
Полный пробег Странника в Воркуте:
Всего 460 км. 340 - по тундре, 120-асфальт.

Сломалось:
1. Погнули диск.
2. Заднее правой колесо, когда намоталось на ролик, все же
продырявилось, одну дырку зажгутовали, есть еще несколько мелких, шипит, искать было некогда, поехали так. Каждые минут сорок - на минутку включали подкачку. Прямо на ходу.
3. Два предохранителя (идут на вентилятор печки) - расплавилась
пластмасса и вывалились. Поставили керамический - нормально.
4. Предохранитель прикуривателя (коротнули, когда всовывали gps)
5. Отлетел замок капота (прикрутили проволочкой, подклинили щепкой)
6. Отлетела маленькая ручка от фиксатора двери кабины, скобу поворачивали пальцем, потом вообще перестали фиксировать, с открытой дверью ехали мало. Холодно.
7. Разбили плафон в салоне (головой).
8. Трещина на стекле заднего фонаря (похоже об кусты)

Все. Первые две позиции - исключительно по причине нашей неопытности.
Машина не переставала удивлять. Вдвоем, без навигатора и телефона - чуток блуданули в тундре, за 100 км от города. Перли напролом в поисках вездеходки. До сих пор в глазах стоит, как мы тараним очень яркую и искрящуюся, вертикальную, белую стену.
Настоящий водопад из снега, когда мы перли в гору, через четырехметровые, сильно заснеженные кусты. Зрелище незабываемое.
Именно в этом момент кончилась пленка, а эта буржуйская сволочь (в смысле камера) - открывается целую вечность.
Еще один момент. У Славы, хозяина вездехода - качественный сдвиг в плане управления Странником. У меня, только начинает получаться. (чуть больше 50 км наезда). Я имею в виду, проходить действительно сложные места, а не тупо жать гашетку.
Попали в двухметровую канаву, склоны 45, на дне только кабина помещается. На концах склона - бугры. Я, за три попытки - вперед не выбрался (назад, Странник - выходит всегда, но нам-то вперед надо), Слава - легко. Дело не в навыках обычного вождения. Тут совсем другая машина.
Рекомендация. Кто будет брать Странника - не берите с нас пример. Покатайтесь по не очень сложным местам километров 500. После 50 км, машину только начинаешь чуствовать. После 400 - качественный скачок.
Квалификация вездеходчика - очень важный фактор в вездеходности машины. Там, где я шел на 2, изредка на третьей, Слава, а под конец поездки и я - уверенно топили на 3. На дороге обратно, раздатку и пониженную включали раза три. По дороге туда - раз 30.
Выручали Ямаху, которая застряла в ручье с илистым дном - когда он посмотрел, как мы легко заскочили на очень неприятный подъем - сказал: - "Да, сейчас эта машина, в тундре - король".
Мне возразить нечего.

Еще один диалог с водителем ТМ-130. Очень грамотный мужик, водил много разных машин, в том числе, много ездил на шестиколесном Трэколе, держал свои, несколько самоделок. Все ходил вокруг колес. "Мечта самодельщика" - говорит. Так вот, диалог, как добрались до базы:
Я. - Ну как, вездеход?
Он. - (очень задумчиво), ну..., пока говорить рано. Нужно все сезоны смотреть...
Я. - А как по сравнению с Трэколом?
Он. - (возмущенно) Да ты че!? Какой нахрен Трэкол, мы неделю назад (когда снега не было, лед) на этих склонах на гусянках буксовали. Трэкол - только по хорошему зимнику, или летом, по сухим буграм. Сюда - ни одного шанса, я вообще не понимаю - зачем такие машины делают. Буксует там, где УАЗик идет.

Дальше, мое мнение. Отвечаю за каждое слово (по межсезонью):
1. За 340 км тундрового пробега не встречено ни одного непроходимого для Странника препятствия.
2. Лучшей, чем Странник, в плане _везде_ходности машины в период осеннего межсезонья - я не знаю.
От оленьих нарт (реки, протоки, ручьи),
до:
колесных Маршей, Трэколов, (других в деле не видел, думаю, что близко), проблема - подъемы, выход из торфянников;
_любых_ снегоходов, непреодолимы - ручьи, торфянники, реки, протоки;
гусеничных вездеходов: ГТТ, МТЛБ, ТМ-130, ГАЗ-71. На других - опыта езды - нет.
Хотя туда же можно добавить любые гусянки с весом больше 3-4 тонн. Будут проваливаться на реках, опасно по торфянникам.


Ну, а что будет дальше (по сезонам) - посмотрим. Пока, только начинаю понимать Володины слова. "Эта машина - прощает многое...".

 

Теперь - подробно:
Еще не успели отойти от первого (вернулись в воскресенье), в понедельник вечером - предложили сходить во второй. Тоже на базу, только другую. Теперь все по уму. С нами (или мы с ними) идут ТМ-130 и ГАЗ-71 (вот, все равно любимая машинка, но уже после Странника)

Слава, сильно впечатленный первой поездкой - еще раз мотнулся по магазинам и затарился поосновательней (одних предохранителей три пачки взял :) )
Взяли клей, фирменные жгуты, запаску, герметик и еще много всякого.
Загрузка Странника 250-300 кг. Три человека, запаска, 60 л. в баке, 60 в канистрах, ну и еще разное барахло.
Собирались поехать на Сетей (60 км от города), но в результате оказались в 40 км от Вашуткиных озер (110 км от города), но об этом позже.
Маршрут: 30 км до поселка (асфальт), километров 10 - основательно убитая отсыпка, дальше - вездеходка, 50 км. По дороге несколько серьезных ручьев и речка Сейда с хорошим течением. Брод, в зависимости от воды - 1,5-2 метра.
Пришли в гараж. Колеса естественно спущены (к машине после первой поездки не подходили), погнутый диск тоже  почему-то сам не выправился.
Поменяли предохранитель (который плавился и выпадал) на керамический.
Накачали колеса, явно шипит правое заднее, которое на ролик затянуло в прошлой поездке. Внешне - ни царапины, но видать закусило. Несколько дырок рядом на боковине у самой рабочей поверхности колеса, причем с обоих сторон. Нашли самую здоровую. Зажгутовали. Снял, потом выложу клип. Заняло ровно две минуты.
Все равно шипит. Еще несколько дырочек вокруг (потом проверили, спускало до ободов - за три часа).
Учитывая, что на сайте писал: "приехал - бросил, приспичило - поехал", а за базар нужно отвечать - решили поехать, как есть и посмотреть, что будет (я уже говорил, что некоторая придурковатость все же осталась)
Увязались (с ремонтом колеса) - меньше чем за час. Поехали.

По дороге к поселку нас нагнали ГАЗ-71, за ней ТМ-130, а перед поселком - рванули вперед и ушли в точку.
Шли километров 60 в час, а у нас - 40-45.
Приходится признать явное преимущество гусянок: - по асфальту они ходят быстрее.

Дождались остального народа - поехали.
Впереди 71-й, за ней мы, потом - теэмка.


Вот в таком порядке и ехали.

Про дорогу нам сказали, что торфянников серьезных нет, есть пара сложных ручьев, река и очень много крутых спусков/подъемов.

71 на хороших участках - явно уходит вперед. На местах, где чуть помягче (ручьи, низинки) - топчется, раздражает.

Слава, впечатленный "крутыми подъемами" чуть не перед каждым останавливается, включает раздатку, пониженную.

Мы, соответственно, ползем доставая теэмку.

Дошли до реки. Ну, нам-то все пофиг - просто переехали. 71 - долго ползал по берегу, приноравливался, но переполз без приключений.

Дня три назад, ГТТ для теэмки ломал лед на переправе. Вобщем-то бестолку, только торсион себе сломал. Лед опять замерз.

Теэмка выползает на лед, ползет метров 10 и героически уходит на дно. Вместе с льдиной под брюхом. Причем кусок вырезала очень аккуратно, как ножницами. Полынья, строго по размеру вездехода. Гусянки разумеется до дна не достают, болтаются в воде.


Очередной утопленник.

Дальше дергали 71-ым (чуть сам не утоп), нарастили трос, приколачивали гусенницы 71 ко льду - бестолку. Пальцы вырывает, ломы гнет, теэмка упирается мордой в лед и не шевелится.


Спас-работы на утопшем ТМ-130. Дерганье и гнутие ломов.

Часа три рубили майну перед мордой теэмки, каким-то чудом сдернули, прошла. Наш лом согнули в бантик. Жалко.

Дальше дошли без приключений, мы все время ждали очень крутых подъемов, честно включая все что можно, пока не пришли на базу. По дороге не снимал, нужно что-то придумывать со светом.
Подъемы были градусов в 15-20. Ну, может 25 местами. Перекусили, пошли спать.

Утром зашел к вездеходчикам. У них отходил очередной снегоходчик-утопленник.
Парень перезжал на Ямахе илистый ручей, проломил лед. Лыжами проскочил, а гусянки закопались.
На базу пришел пешком. Говорит километров тридцать.
Если денек простоит - вмерзнет насмерть. А долбить замезшй ил - это не лед.
Замучаешься.

Весь народ спит, бужу Славу, тот не отрывая глаз - поехали!
У парня навигатор и спутниковый телефон, уже не страшно.
30 км - фигня, по такой дороге - часа за четыре обернемся в обе стороны.
Короче, опять едем.


Далеко едем однако.

Дорога оказалась гораздо хуже, чем на базу. Короткие, но крутые (местами за 30 градусов подъемы), вертикальные обрывы больше метра, с одного сползал - вообще метра полтора.
Канавы в 2-3 метра глубиной. На дне - только кабина помещается, а склоны под 45.

Метровые бугры на подъемах... После одного особо гнусного - снеходчик сказал, что в это время Странник в тундре - Король! Снега правда практически совсем не было.

Туда ехал я, первые километров тридцать - тащился на второй.

Застрял в одной из канав. На дне - только кабина помещается, склоны сначала 30, на верху под 45, последние сантиметров тридцать - за 60. Назад выхожу легко, вперед буксую (на конце еще кочка).

Так раза три. Далеко объезжать лениво, а рядом - еще хуже.
Слава заинтересовался, что это я там делаю? Может накат проверяю? (туда-сюда катаюсь)
Говорю - не едет. Удивился, сел - выскочил не напрягаясь. Это я к тому, что навыки вождения на Страннике - еще нужно приобрести.

Первый скачок (по отношению к полному чайнику) - уже километров через 40-50. Через 400 - еще на класс. После канавы уже топил на третьей, тем не менее, доехали за 4 часа.

30 км обернулись 47-ю. :)
По дороге (делать было нечего) - внимательно следил за поведением лампочки эл. вентилятора и стрелкой температуры. Температура торчала на ширину стрелки за середину шкалы (95 градусов). Колебания в полстрелки. Пока пер на второй - вентилятор вообще не включался.
Когда стал крутым вездеходчиком и уверенно перешел на третью, как подъем - горит не выключаясь. Даже перепугался, думал с тосолом что.
Потом допер. На низких передачах - машет вентилятор на валу. На третьей - практически вообще без вентилятора. А встречного потока еще нет (mv2).

Выдернули снегоход.


Вот так примерно.
 

Потом перехали сами


Не напрягайясь.

Получили не очень приятный сюрприз. Парень идет не на базу, а от нее.
Навигатор, телефон и жратва - уехали дальше, а мы попили назад.
Практически с голой задницей (у меня правда компас в рюкзаке всегда).
Но если пурга, радости от точного знания, что Урал на востоке - мало:)
Пришлось бы куковать на вездеходке.

За руль - сел Слава, по дороге топил. Остановились - запрыгал капот. Оторвалась защелка. Примотали проволкой, щепкой подклинили, чтоб не гремел - пошли дальше.

Фиксируем неисправность № 9

Доехали за три часа. В одном месте немного блуданули. Когда ехали туда, вездеходчик предложил с километр срезать по тундре (На туру шли). Обратно ушли с вездеходки по своему следу, который потеряли на кочковатой поляне.

На горизонте уже мелькает огонек базы. Вездеходку помню, между нами и огоньком. Решили по азимуту на огонек. Уже давно темно. В результате - заперлись в такие кучеря... ехали, и все удивлялись, что машина еще едет. Переть на склон через четырехметровые кусты - такого я от Странника не ожидал. Кстати шел, лучше чем по снегу. По кустам идет вообще интересно. Земли не касается. Надо будет взять на вооружение.

На базе часа три поспали. Вышли - все колеса на ободах. Накачали, передали в город, что если через 8 часов не объявимся - пусть кипеж поднимают, ну и поехали.
Километров 30 вел Слава, практически все время на третьей (пару раз пониженную включал), 20 - я. Там было получше, шел между 3 и 4-ой. Доехали за три часа. Гусянки говорят что за три с половиной.
Мы не гнали, просто комфортно ехали. Ну и дорога уже немного знакомая.
Возле самого гаража - тормознули гаишники. А у нас еще номеров нет. Думали придерутся, оказалось им понятые нужны. Мужика пьяного споймали.

 

 
 
   
Rambler's Top100  
Hosted by uCoz