Поход 1

Домашняя Вверх Фото Форум Тех. данные ЧаВО Конструкция Испытания События Статьи Видео История Советы О предприятии Цены, покупка.

 

Вступление.

Мы вернулись. Все живы. Тундра отпустила.
Если бы _так_ пошли на любых гусянках - погибли бы.

"Так", это это в стиле "отморозков в поисках свежести". Короче - эти придурки, отдыхают нервно куря в сторонке. Мы, гораздо круче.

На борту: 7 человек, мужики крупные. Снаряга на зиму. Полный бак (60 л), 50 литров в канистрах, 150-200 кг дров (попросили подбросить на базу), чурбаками забили весь проход, чуть выше сидений, что не влезло в боковые багажники, инструмент, запчасти... В районе тонны. Я уже говорил, что полные придурки?

Шли одни. Ночью. Хрен знает куда. (про придурков - понятно). По прямой - 34 км. За поездку накатали 180, из которых 120 по тундре. Бензина сожгли 60 литров. Много стояли, очень много ползали. Вышли в 19, пришли в 3 утра. Назад, днем и по известной дороге дошли за 4 часа с остановками, утоплением и съемками.
Самый хороший участок дороги (последние 12 км) - буграми с торфянником, по вездеходке разбитой МТЛБ (ширина дороги до полукилометра) - рулил я.
Испытал, как идет на скорости. Держал от 70 (на ухабах с кабину Странника) до 90, где поровнее. (скорость делить на 2,4). Нормально. Рулить легко. 12 км пролетел за 20 минут. Аппарат прет.
Держал 4-ю, на подъемах - третью, на четверной тяжеловато. Обороты от 2500 до 3500.
В результате - разбил плафон в салоне. Головой хозяина машины. Не хотел, в кабине вообще не трясет, немного увлекся, гонять гораздо интереснее, чем на АТV. Вобщем - ищу плафон.

По берегу заболоченного озера с протоками - легко, не напрягаясь догнали оленью упряжку. Они обычно идут 25 км/ч.

Общая обстановка. Межсезонье, торфянники не замерзли, их не видно. Снег: на буграх - по щиколотку, переметы на подъемах, обрывах - до метра.

МТЛБэшники-одиночки, ездят _только_ группами, штук по пять. После них - дурдом. Убийцы тундры. Режут не колеи, а траншеи. На 71-после них местами не проехать. Странник идет легко.

Утром в субботу, в трех км от нас проломила лед и утонула упряжка оленей с нартами.
Вечером в субботу на воскресенье ушел под лед Скандик. Вытащили, в ночь на воскресенье привезли к нам на базу.
Оба мужика живы.
Это на протоках.
Мы на скорости 30 км/ч проломили лед на середине озера. Метров 300 от берега. Полынья 6*10. Выбрались сами, но перепугались до усра.. э-э, немного испугались.
На берегу накатили, перекурили, нервный смех, ручонки дрожат...
Когда проваливались - снимал, потом сунул под куртку, забыл выключить, работала как диктофон.
В тундре я человек дикий, руководил народом исключительно матом, когда себя послушал... - вобщем такое хрен срежисируешь . Будут просьбы, залью в мпег, выложу. Провозились долго, минут сорок.

Завтра вечером - уходим снова. Теперь на 60 км, но не одни. С нами идут ТМ130 и ГТТ. ГТТ, для теэмки, ломал лед на реке. В субботу. Сломал торсион, вернулся только сегодня.
Машина прет. Ночью блуждали, шли в целик,  десятки  раз проваливались в торфяники - вывод: Странник, если не идет вперед - всегда выходит назад. Один из парней ездил на шестиколесном треколе. Сказал, что ему тут делать нечего.
Пока, общая оценка: гусянкам уступит только на подъемах. Крутых не было, до 20 градусов. Было много подъемов с вертикальными наметами, до метра, вертикальной стеной. Подняться сразу не могли, пробивали за 2-5 раз. Сильно перегруженный - трудно заползать на подъемы. 20 градусов, полметра снега - уже буксует.
Новые колеса рулят. Ролик не прокручивается. Обледенение ролика - полная фигня.
Погнули диск. Потому, что придурки (вроде уже писал?)
Резина прочная. Нет, резина ОЧЕНЬ ПРОЧНАЯ! На подъеме посадили задние колеса на обода, буксовали, выехали, остановились, потому, что спущенную покрышку справа - намотало на ролик и заклинило.
Все цело, ни царапинки, из дисков ничего не вырвало.
Спасибо партии за на..., блин, спасибо Володе за крепкие колеса. В тундре не остались.

Все, завязываю, с пятницы спал часов 5.
Это вроде как анонс, дальше буду все подробно с фотками.

Подробности.
Итак пятница.
Собирались выехать в 13:00. В 12 были готовы на уровне "в соседний поселок, в баньке водки попить". Решил подстраховать, в результате выехали 17 (мотались по магазинам).
Машина все равно укомплектована хреново, да и не до конца ясно, что с собой брать (это подтвердилось часов через 8 ).
Поехали на базу (под Воркутой их десятка два). В команде 7 мужиков, свой "Дерсу Узала", который там (на базе) был. Но ездил другой дорогой. Я точно знаю, что что летом и днем это одно, а ночь и снег - совсем другое, ну а если пурга, то уже совсем третье, поэтому настоял на навигаторе.
Дали с отличной картой, правда точки куда - там нет. Ладно, с навигатором, уже не так стремно, если что, назад приедешь. Навигатор незнакомый, по дороге читал инструкцию, успел разобраться только в самых простых функциях.
Приехали на поселок, взяли в гараже дрова (просили закинуть на базу). Там был второй "Дерсу", который на эту базу мотается постоянно.
Попросил ткнуть пальцем в навигатор, покрутил - дурацкая говорит карта, нихрена не понимаю, я лучше свой дам, там у меня все отмечено. Дал навигатор, точку показал.
Одна проблема. На первом навигаторе - вездеходки отмечены, а на втором - нет. Идти в целик 34 км, места - сплошь озера, протоки с непонятным льдом..., короче понадеялся на первого "Дерсу" - Пошли. Батареек, на два навигатора - один комплект.

В фургоне - 6 человек, дровами забили весь проем между лавками с верхом. Что не влезло привязали к боковым багажникам. Место у передней стенки - до потолка забили рюкзаками, багажник на крыше полон. Запаску - просто некуда, поэтому не взяли.
Вездеходку нашли сразу. Едем.



Вот примерно так до утра и ползали. Вездеходка хорошая.
В смысле ее неплохо видно. Хуже когда нет никакой.

Ноги ставить некуда, все сидят буквой "зю". Идет снег, пофигатор нифига не ловит. Через час - плюнул, вылез в люк, дальше так и ехал. Дорога, вроде приближается к искомой точке. Не прямо, ну думаю, может буграми, озера объезжаем...

Первый серьезный ручей. Метра три, но глубокий. Проламываем лед, передняя секция на плаву, задняя толкает, выпрыгиваем на другую сторону. Там подъем градусов 20 и снежный намет сантиметров 70. Задняя секция на плаву, передней - толкаем сугроб. Для разгона - сдаем назад, проскакиваем ручей обеими секциями и долбим снова. Назад машина выходит легко. Раза с пятого пробили. Ура - едем дальше.
Просто выйти из машины, никому в голову не пришло. :)

Глохнет машина. Заводится, но работает только на подсосе. Открываем крышку предохранителей - один просто вываливается. Сам целый, пластик расплавился, согнулся. Поменяли.

Отметили неисправность № 1.

Едем.
Второй ручей. На той стороне небольшая ровная площадка, за ней подъем еще круче и опять с наметом. Машина идет как-то странно, буксует. Раз пять попробовали - нихрена не идет. Пришла гениальная мысль - а не выйти ли нам из машины, вдруг ей полегче будет.
Вышли - е-мое! Заднее колесо слева - просто сидит на ободах, а справа - не просто на ободах, а еще и намотано на ролик. Отъехали уже километров 25. Решили - все, труба. Колеса порвали, запаски нет...
Баньки не видать, а спасать нас будут только в понедельник, ночь, снег, мы где-то на западе от Воркуты, а точнее - хрен знает. Остаемся зимовать.

Самое непонятное - почему. Давление 70 (это 0,09 атм, дальше буду в ед рт.ст. по манометру), все колеса соединены, шесть стоят совершенно нормально, а два - на ободах. Сдали назад, чтобы колесо вылезло из ролика, послушали - не шипит, шланги пощупали - вроде все цело. Чудеса!
Включили компрессор, задавили до сотни - оба колеса выправились. Ура! Подивились на прочность колес (газовали и буксовали на подъем - от души), что покрышку с диска не вырвало, когда в ролик зажевало.
Машина без пассажиров сходу выскочила на подъем, сели - поехали.

Через полчаса - опять ручей. Лед проломили посередине. По краям торчат льдины сантиметров 6 толщиной.


На фото не видно, лед над водой сантиметров на 15.
Правее этого места и долбанули диск, когда пытались боком выйти.
Потом удачно отломали льдинку, вышли по центру.

Ручей не глубокий, льдины над водой, как раз чуть выше центра колеса. Передняя секция выскакивает легко, задняя - нифига (в ней мы сидим). Пытаемся и в лоб, и боком, наконец доходит, что нужно выйти. Вышли через люк (задний выход в воде). Машина сразу выскочила. Покурили, смотрим - колеса опять подспущены, особенно, предпоследнее слева (им и долбили льдину, когда пытались выбраться). Слышно - явно шипит. Воздух почему-то идет не через покрышку, а из под шайбы, которая покрышку к диску прижимает. Разгрузили дрова, вытащили инструмент, поддомкратили балансир - сняли диск. Общупали резину - все нормально. Диск вроде целый, полоска герметика - ровная. Решили, может прижать поплотнее надо.
Прижали - чуть не сорвали резьбу, начали качать - опять шипит. Опять сняли, покрышку пропихнули за диск - все стало ясно. Когда таранили льдину по диагонали, перегруженной машиной, да на низком давлении (это все равно, что 1000-килограмовой кувалдой через спущенное колесо по диску бить) - диск погнулся.
Кромка ушла в сторону сантиметра на 3. Герметика нет, есть сырая резина, но уж больно дыра большая. Попробовали рихтовать кувалдой. Размахнуться негде (бить от машины наружу) - пружинит, отскакивает. Как этот диск снимать - фиг знает. До искомой точки, километров 8. Встряли однако.

Отметили поломку № 2.

На этом - пятница кончилась

Суббота. 00:00. Мизансцена:
Ночь, зима, тундра (хрен знает где, у нас даже карты не было), вездеход на ободах с расхристанным колесом и семеро придур..., не, теперь уже семеро самородков и народных умельцев!
Умельцы чешут репу и задумчиво взирают на погнутый диск...

Решили гнуть рожковым ключем - опять незадача. Так можно и диск пополам согнуть (вообще, на будущее, хорошо бы приспособу-дисковыпрямлялку, потом опишу).
Напрягли коллективный разум, родили идею поставить прижимную шайбу на место, но без колеса. Получили упор. Ключ на 24 как раз одевается, если вмятина небольшая, можно просто молотком простучать - все выпрямится.


Вот так примерно.

У нас - большая, ключ режет сталь диска. Уперли железку в шайбу, выгнули потихоньку. Вместо одной большой дырки - получили изящную волнистую поверхность (много маленьких дырок)
Намазали все моментом - поставили колесо, включили компрессор. 20-40-60... - заработало! Вроде и шипения не слышно.
На будущее отметки:
1. Хорошо бы иметь диск в запасе.
2. Хорошо бы перед первым выездом, в гараже полностью снять/одеть колесо и ролик. (как ролик снимается - до сих пор без понятия).
3. Хорошо бы гайки, которым прижимное кольцо крепится - сделать повыше (с более длинной резьбой). Резьбу на шпильке мы не сорвали, но уже чуток поплыла. Поставили под гайку дополнительную шайбу.
4. Хорошо бы с собой иметь гаек, шайб и т.д.

Загрузились, прыгнули, поехали.

Слава докачал колеса до 120, машина конкретно поперла.
До меня дошло почему (правда дня через три)
Штатное рабочее - 80. 60 - для езды по болоту, 40 - кратко, для езды вообще хрен знает где. Мы 2/3 дороги ехали на 70-ти. Вроде нормально, но! это для штатной загрузки. У нас была двойная. По давлению, 70 это как 35, а когда докачали до 120 - получили аналог штатных 60. Машина уже полетела. А по уму, для этого веса, нужно было качать до 160. Хорошо, если соображаловка работает вовремя, но увы.

Короче - куда-то топим.
До цели 8 км... 5... 3... 2... - потом, вездеходка уходит в сторону и опять: 3 км... 5... Вот зараза!
Решили, что зевнули поворот. Пилим назад, светим искателем - нифига!
Ладно, 2 км - пойдем в целик. Идем.
Кусты, кочки, овраги какие-то, сугробы, нихрена не видно - гордо прем по азимуту.
Про лед на озерах ничего не знаем, но т.к. в ручьи проваливались - ровные полянки объезжаем по кустам.
Короче, минут сорок прошарахались (хрен знает какими путями) - на навигаторе 200 м... 100... 50... навигатор нас поздравляет с достижением цели!

Обычная низинка, рядом озеро кормовое (на гусей хорошо), хвороста куча, похоже скрадок тут был. Дома - нет. Неподалеку бугор, лезем на него, смотрим. Нихрена. Тундра, как тундра. Место хорошее. Начинает возникать смутное подозрение, что парень дал нам точку, где на гусей охотится. От сердца оторвал. Спасибо конечно, но мы то в баню ехали! И где теперь она?
Переименовываем второго "Дерсу" в "Сусанина", злобно выдергиваем из егошнего навигатора батарейки, втыкаем во второй, да еще и подцепляем к прикуривателю.

Пытаемся ответить на классический вопрос: "Ой, где это я?". Интересные вопросы типа "Ой, кто я?...", "Зачем это я?...", и "Ты меня уважаешь?" - решаем пока отложить. Все трезвые.

Для того, чтобы понять, куда мы сейчас едем - с навигатором нужно пройтись. То, что ходить ночью, по сугробам и колдобинам в кустах - занятие очень увлекательное, понял довольно быстро. Особенно, когда карта, в навигаторе - крутится, как психованная.
Может вращение земли демонстрирует, а может просто издевается... до места в инструкции, как это безобразие прекратить - не дочитал.
Зато дочитал, как лазить по списку точек. Плюнул на прогулки, залез туда, нашел точку "База". Прикинули, до нее 8 км. После того, как столько накрутили - фигня. Домой дальше, кроме того, там мы еще не были.:)  Идем туда. Наудачу.

На карте (в отличии от первого навигатора) - обозначены вездеходки.
Выбираем ближайшую, втыкаем навигатор в прикуриватель покрепче - идем на вездеходку. Слава останавливается. Коротнул прикуриватель.
Убрали КЗ, поменяли предохранитель.

Отметили поломку №3.

Опять ползем по целику. До вездеходки опять километра два. Находим какой-то намек, вроде кусты пореже. Прем. Выезжаем на другое кормовое озеро. Охотнички, блин, лабиринты накатали.
Идем назад - в результате выскакиваем на вездеходку. Вроде нужную. Опять ставлю курс но уже на базу. Слава по навигатору идет с полчаса. Можно считать, что уже профи.
На бугре увидели огоньки. Вот оно счастье. Через полчаса подруливаем к базе. Причем той, куда ехали . Оказывается чудеса бывают и в жизни. На часах - начало четвертого.
На хозяйстве - Николай. Шахтер на пенсии. Сидит уже два месяца с собакой Машкой.
Нас встретил, как родных:

- ... мужики, мне даже наливать не нужно, поговорите только..., а то вот вечером сядем с Машкой и разговариваем. Я ей за жисть, она вроде как понимает. Хвостом виляет, может и отвечает чего, только я не пойму...

База - понравилась. Лучше - не видел. Традиционная цистерна, но сделана очень толково. Удобно и продумано.
Бойлер, обратка под полом. Полы теплые, снегом натоптали - через 15 минут пол сухой. Перед печкой над обраткой здоровая решетка - обувь сушить, человек на 10 хватит.
На Странник похоже. Все продумано, лаконично. Банька хорошая. Порядок. Молодцы мужики. Еще из достопримечательностей, база у них в Коми, а сортир далеко в глубине Ямало-Ненецкого округа.


База.

Перекусили, чуток накатили - спать.

Суббота, часов 8 утра.
Часть народа дрыхнет, часть собирается с Николаем ставить сетки, мы собираемся прокатится к оленеводам. Николай сказал, что рядом, километрах в трех стоит пара чумов.
Поехали вчетвером. Дорога по заболоченному берегу озера, протокам, низинкам. Конечно не три км, (народ в тундре километры вообще своеобразно мерит, "недалеко, идти сначала вон туда, а через пару дней левее - это из жизни).
Торфянники не замерзли, рюхались хорошо, но до брюха не доходило далеко.




Тундровые дорожки.

Вперед сразу не всегда получалось, чуть назад и снова, либо чуть правее-левее. Прошли без проблем.
Приехали к оленеводам, два чума. В одном отогревался мужик, провалившийся на оленьей упряжке неподалеку. Поснимали.


Основные фотки лежат тут.


А вот эту сжимать не буду, уж больно хороша :)


и вот эту. Воркутинские леса.

Основное стадо где-то далеко, рядом только быки. Поехали к ним, там поснимали. Пока снимали - прошли три упряжки в направлении базы.


Водителю 12 лет.

Поехали. Не гнали, но легко догнали упряжки. Потом снимали переходы через торфянники, протоки.
Интересный факт, куда бы не заехал, машина всегда легко выбиралась назад.
Вернулись на базу. Туда же подъехали оленеводы. Чайку попили, обсудили, решили остаться еще на ночь. День у нас короткий, а хотелось ехать по свету. Ночью в камере практически ничерта не видно.
Часть народа отправилась не то ставить, не то проверять сети. Вечером еще на охоту скатались.
Легли поздно, а в полчетвертого пришел снегоход, привез мужика, который нырнул в протоку на другом снегоходе. Хорошо неподалеку был бугор где еще брал мобильник, подмогу вызвал. Пришел снегоход и МТЛБ с мужиками. Утопший снегоход - выдернули, кинули на броню, а снегоходчика привезли на базу.
Еще через полчаса на базу пришел МТЛБ.
 

Места сразу стало маловато, начали собираться.
Назад ехали по навигатору и вездеходке. В принципе - можно было ехать без всего - МТЛБ напахал конкретно.
Первая половина дороги - низины. Куча ручьев, проток, незамерзших торфянников.


Много ехали между траншей МТЛБ - вообще не проваливаясь
(МТЛБ проехал часов 5 назад).

В одном месте, дорога по берегу - распахана вусмерть.


Вот так.

Прошли через кусты и объехали по краю озера.


Через кусты идет легко

Следующее озеро. Балок, снегоход, два мужика рыбу ловят. Дорога опять впритык к озеру, за ней довольно крутой склон. Опять напахано...
 

Утопление
Идем по озеру, уходя далеко от берега, там более пологий выход и видна вездеходка.
Скорость - километров тридцать в час. Один человек едет на ступеньке кабины, я торчу с камерой в люке, мужики по лавкам.
Треска льда - не услышал, скорее шуршание и плавное падение скорости.
Задняя секция оседает и заваливается вправо (там больше людей). Передняя еще на льду, скатывается назад в воду и уходит вправо (парень на ступеньке чуть не сорвался).


Вот так это выглядело с крыши.

Вроде выпрямились. Слава сразу включил компрессор (чтоб на всякий случай).
Плавать взад-вперед - нереально, все забито льдинами впритык. Не пускают. Попытка газануть - народ вопит кончай, колеса порвешь. Действительно стремно.
Странник стоит в полынье, мордой у края. По бокам - метра 2-3 и сзади, метра 4-5 - вода с льдинами.


А так со льда.

Да, про погружение лодки. Уровень воды сзади, на ладонь выше ступеньки (это с семью человеками, перегруз килограмм 250). Когда все вышли - на две ладони ниже.

Днем в воскресенье.
Отдыхаем в полынье. В каком-то озере, где-то в тундре.
Пока выковыривал кусок фанеры из пола (крышка багажника) - народ через люк и переднюю секцию перебрался на лед. Фанера нужна, если придется мертвяк делать (досок не взяли).
Периодически ору, чтоб не гуртовались. Камера пишет под курткой. Там, такие перлы
Парень топает прямо к полынье, у меня глаза на лоб: - "куда прешь (тут вижу парень по уму, на веревке) - а, обвязан, ну хрен с тобой"
Потом связывал веревки, цеплял на фаркоп.
Вылезать нужно назад. Задняя секция легче. Ну и вообще. Странник везде задницей вылазит.

Да, хорошо еще вспомнил. Болт на фаркопе фиксирует шпилька. Она потерялась. Хорошо болт не потеряли.

Фиксируем поломку №4

Фаркоп обледенел. Лед спилил ножом (еще довод в пользу швейцарцев) с ножнами уже давно расстался.

Привязал . Слава забрался в кабину, врубил все, что можно (заднюю, пониженную, блокировку, чуток подсоса).
Ребята легко подтащили к машину к началу полыньи, не успел вылезти, задняя секция уже на льду. Вылез - начали тянуть. переднюю. С третьего рывка - выползла. Дергали не сильно (лед, ноги скользят). Если был бы мертвяк и веревка подлиннее - можно вытащить одному (очень надеюсь, что проверять не придется). :)
 

Дальше Слава поймал машину, подогнали к берегу, подошли сами. Разлили остаток водки, покурили, очухались. Славка ругался, что я не снимал, я радовался, что никто на дне не лежит. Слава предложил нырнуть еще разок, для кино, народ дружно решил - нахрен.
Для кинА решили сфоткаться. Потянуть за веревку. А наш фотограф потом коллаж обещал сделать. Тянули всерьез, так же как из полыньи, а машину, кстати, даже с места сдвинуть не смогли. Скользко. Т.е. для выскакивания - нужно было килограмм 100-150. Если не меньше.


Обещанный колаж. Примерно так оно и было. Только от машины отходили дальше.

Ну, собственно больше экстрима не было, а мы значительно поумнели. Еще по одному озеру проехали впритык к берегу.
Километров за двенадцать от города - за баранку сел я. Слава уже умотался, да еще недосып.
Дорога простая, твердая, без крутых подъемов. Сначала ехал потихоньку, потом притопил. По спидометру от 70 на ухабах, до 90 где поровнее (спидометр нужно делить на 2,4).
В кабине сидишь у самой задней стенки, практически не трясет, даже когда фургон летит, как хвост у собаки. Немного увлекся, в результате, Слава головой разбил плафон.
Зафиксировали поломку №5

Когда остановились покурить - заметили, что отлетела точка сварки на маленькой ручке от фиксатора двери кабины в открытом положении. Скорее всего сбили ногами, когда ехали на подножке. Скобу можно поворачивать пальцем, мы вообще ей не пользовались, дверь и так хорошо держится в открытом состоянии. Правда мы  с открытой дверью ехали мало.
Зафиксировал поломку №6

Ну и еще заметили трещину на заднем стоп-сигнале. Скорее всего об кусты.
Это поломка №7
 

 
 
   
Rambler's Top100  
Hosted by uCoz