Уважаемые покупатели и участники форума

 С опозданием, но закончены конструкторско-технологические и организационно-производственные работы, необходимые для выпуска и продаж снегоболотохода «Странник» модели 2008 г. (Далее в тексте «СБС-08). Изменения коснулись всех систем машины. При этом были учтены пожелания, высказанные за два года на форуме, но только в пределах назначения СБС-08 и его ТХ.

Для покупателей СБС-08 стал более крепким, безопасным, многофункциональным и экономичным в эксплуатации.

Производство уже функционирует. В марте началась продажа и отгрузка машин. С мая планируем выйти на расчетную мощность-4 машины в месяц (50 машин в год). И это предел объема выпуска, прежде всего связанный с ограниченными производственными площадями мини-завода Норд-Авто. Можно, конечно, снова строить здания или переоборудовать старые, размещать на стороне изготовление комплектующих, но ведь кроме конструкторских целей у проекта есть еще и коммерческие.

Снегоболотоход «Странник» сделан. Я не вижу далее ресурсов по улучшению его характеристик и снижению себестоимости. Теперь нужно точно знать: кому, по какой цене и по какому назначению будут реализовываться 50 машин ежегодно, на обозримый период.

Ниже, в таблице дано сравнение параметров СБС-06 и СБС-08

 

№ п/п

Параметр,

Размер

СБС-06

СБС-08

1.

Снаряженная масса, кг

1100

1180*

2.

Число посадочных мест (спальных)

5 (3)

6 (3)

3.

Габаритные размеры, мм
- длинна
- ширина
- высота

 
4100
2000
2000


4350
2220
1800

4.

Ширина лодки, мм

830

1090

5.

База, мм

2130

2450

6.

Колея, мм

1550

1750

7.

Дорожный просвет, мм

450

500

8.

Топливные баки, шт/л

1/65

2/40

9.

Шины (д*ш-пос.д)

870*550-250

870*470-250

10.

Рекомендованное давление в шинах,
Мм.рт.ст (кгс/см2)

40:120
(0,05-0,15)

75:150
(0,1-0,20)

11.

КПП

4-х ступенчатая

5-ти ступенчатая

   * Больший вес из-за использования более толстолистовой обшивки:
             - борта лодки – сталь 1,0 мм (было 0,8 мм)
             - крылья и надстройки кабины – 1,5 мм алюминий (было 0,8 мм)  

Краткое описание изменений в системах СБС-08.

 Секция 1. В 2-х местной кабине, на водительском месте все без кардинальных изменений. Тоннель в уровне педалей стал шире на 50 мм, но в нем оставлено только две педали. Вместо оригинального лобового стекла установлены два стандартный от УАЗ-452, т.е. все 6 стекал в СБС-08 одинаковые, стеклоочистители на каждое лобовое стекло одинаковые.

Отопитель оставлен один, только в первой секции и расположен над тоннелем (кожухом) КПП. От отопителя шлангами и патрубками воздух распределяется в ноги и на лобовое стекло секции 1 и шлангом большего диаметра в секцию 2, где с помощью кожуха тепло распределяется в ноги и на стекло торцевой стенки.

Автомобильная тормозная система, располагавшаяся у СБС-06 в задней секции, заменена стандартной тормозной системой от с/х «Буран», работающей на обе секции. Тормозной диск и суппорт размещены на торцевых элементах КПП, а ручка тормоза на передней панели, вблизи рулевого колеса. Эффективность торможения составляет 300/500 кг соответственно на повышенном/пониженном рядах раздаточной коробки. Для сравнения, тяга СБС-08 на укатанном снегу не превышает 400 кг.

5-ти ступенчатая КПП устанавливается штатно исключительно для улучшения экономичности и снижения оборотов двигателя, а не для гонок по дорогам. Помните, что это все-таки не автомобиль, кроме того, надо помнить, что планки протектора шин роют и тянут по продольной оси машины, а при боковом движении по снегу и глине они становятся коньками.

В конструкции реализованы все пожелания по повышению надежности элементов электрической схемы СБС-08 и защите наружной светотехники.

  

Секция 2. Компоновать её было сложно, т.к. слишком обширны пожелания заказчиков. Внутренний объем условно разделен на грузовой трюм (в габаритах лодки) и спальный отсек (в габаритах надстройки). Разделение объемов производится настилов из деревянный щитов (досок). При снятых щитах весь объем секции может быть занят под груз или стать пассажирским отсеком на 4-х человек на двух поперечных лавках. Можно также установить пару автомобильных кресел. Заказы на дополнительное оборудование внутреннего пространства секции завод выполнять не может. Единственное изменение (по настоянию заказчиков) – это то, что будут врезаны небольшие иллюминаторы в боковые стены для дополнительного обзора пассажиров.

Широкие крылья (330 мм) не только защищают от грязи, но и предназначены для размещения основных и дополнительных бензобаков или грузов в коробках. Каждое крыло с растяжками крепится к каркасу надстройки 10-ю болтами М6.

Двери обеих секций унифицированы, снабжены пневмостойками, регулировочными гайками и мощными ручками-запорами.

В руководстве отмечено, но надо запомнить твердо, что запрещается езда с открытыми дверями (поднятыми пневмостойками) и пассажирами на крыльях обеих секций!

Трансмиссия – с расширением лодки удалось вернуть в конструкцию «родные» п/оси от мостов ВАЗ. В СБС-06 п/оси для привода роликов производились на заводе, но правда и отказов их в работе за 2,5 года отмечено не было.

Балансиры – при избыточной врезке ролика в шину, определяемой длинной плеча балансира, происходит повышенный износ краев зубьев ролика. Причина этого явления в том, что при врезке ролика в шину планки протектора в зоне контакта с роликом прогибаются и происходит концентрация напряжений на краях, реализующаяся в деформацию (износ). При недостаточной врезке ролика износ минимизируется, но может не хватить тяги ролика при  торможении или движении задним ходом. На СБС-06 врезка ролика осталась еще с шин с 4-х мм протектором и составляла 40 мм.

Для СБС-08 геометрия балансиров снижает величину врезки ролики до 20 мм. Эта цифра экспериментально признана оптимальной на основании того, что прогиб планок протектора составил < 1 мм (но визуально еще заметен), а тяга скошенным зубом ролика составила 600-640 кг при давлении в шине 60:120 мм.рт.ст.. При давлении 150 мм.рт.ст. (0,2 кгс/см2)  и тяге 900 кг (скошенным краем зубьев ролика) все колеса сорваны в букс (на резиновом полу). На снегу при давлении 70:80 мм.рт.ст. (0,1 кгс/см2) машина показала одинаковую тягу на подъем как при движении вперед, так и задним ходом.

Внимание для владельцев СБС-06 по № 0042 включительно! При покупке новых шин вам надо определиться с размером роликов для них, на 15-ти зубых (СБС-08) будет больше тяги, но и меньше ресурс, на 13-ти зубых наоборот.

Шины – комплектация последних СБС-06 шинами с крупно-планочным протектором высотой 10 мм (эти же шины идут и на СБС-08), обладающими высокими тяговыми характеристиками, провоцирует владельцев ездить на очень низком давлении (расслоения каркаса, конечно, не будет и в зимний период не будет заметного износа), но колесо (груженое) на давлении 50:60 мм.рт.ст. теряет 70-80 мм от геометрического радиуса, а подошва принимает форму сложноскладчатой поверхности, поэтому в бесснежный период неизбежны проколы и истирание поверхности слоев обкладочной резины с обеих сторон в зоне складки шины. Я не могу запретить езду на давлениях <0,1 кгс/см2, но ведь не так уж много мест в любое время года, где бы «Странник» не прошел. Может лучше эти места объезжать, чем штурмовать. Тем более. Что общеизвестно, что ни одна колесная машина сегодня, включая колеса из камер, обхваченных ремнями, не использует постоянно давление ниже 0,15:0,20 кгс/см2.

Назначение СБС-08. В моем понимании это колесный вездеход-амфибия, грузоподъемностью 0,5 тн, с приличной проходимостью в любое время года и его целесообразно использовать в районах тундры и лесотундры для активного отдыха и инспекционно-ремонтных работ на всех этапах строительства и эксплуатации линейных сооружений. И прописка этой машины – северные поселки, городки и базы. Можно конечно и в крупные города, но желателен прицеп к тягачу и права категории Е.

Для Европейской части страны, таежных нагорий Сибири и Д.Востока нужна более компактная, маневренная, транспортабельная машина, по габаритам и массе более близкая к классу ATV (снегоходы, квадроциклы, мини-амфибии типа «Арго»).

Но в отличии от ATV машина должна быть более устойчивой на земле и воде, иметь теплую кабину для водителя и штурмана, а главное иметь преимущество перед гусеничными ATV по маневренности и проходимости в глубоких лесных снегах, торфяниках и болотах всех типов, уверенно двигаться по тонкому льду, включая плавающий. Такое «простенькое техническое задание» вырисовалось еще два года назад из прямого общения с приезжавшими на завод любителями техники для круглогодичных воскресных выездов на природу. Люди как правило в возрасте, солидные, без энтузиазма принимающие спортивные ATV. Завершение работ по СБС-08 и запредельные размеры очереди на «Странника» дает возможность и обязывает форсировать работы по мини-страннику (Назовем машину условно СБС-09М). За два года уже многое сделано в плане компоновки систем, геометрии, материалов корпуса, силовой установки, трансмиссии и ходовой. Разработана конструкция шины и в апреле-мае завершится изготовление прессформы и оснастки для варки шин.

СБС-09М при массе порядка 300 кг будет иметь теплую кабину на 2-х человек и место для 100 кг снаряжения, ГСМ, трофеев. Транспортировать ее можно будет в 5-ти тн ж/д контейнерах или любыми легковыми прицепами с платформой 1,65м * 2,60 м. Именно с этой моделью я связываю возможность многократного увеличения объема выпуска «Странников».

И, наконец, сухой остаток из моего обращения.

 1.              Стоимость СБС-08 устанавливается в размере 750 000 рублей. При этом, принимаются заявки (из очереди и вне очереди) на срочное приобретение машин. Срок исполнения таких заявок 2 недели и доплата за срочность - 20%. Авансы и предоплаты не требуются. Прошу очередников, подтверждающих желание приобрести СБС-08, сообщить свое решение звонком или смс по тел.

          8 (915) 983-13-33 в отдел снабжения и сбыта ООО «Норд-Авто». Контактное

          лицо Гамиловский  Денис Владимирович.

2.              Для очередников, не имеющих сегодня возможности приобрести СБС-08 или отдающим предпочтение будущей модели СБС-09М сделаем следующее: всю очередь (по состоянию на Апрель 2009 г.) замораживаем и фиксируем в виде копии до начала продаж СБС-09М в 2010 г.

 

            С уважением                                                               Гамиловский В.К. 

            Конструктор,
            Учредитель ООО «Норд-Авто» 

                                                                                                  02 апреля 2009 г.

 
 
   
 
Hosted by uCoz